МОАУ "СОШ № 79"
город Оренбург
  • Обучающимся

    Прежде чем определиться в выборе профессии, мы предлагаем вам ознакомиться с самыми популярными профессиями...

    Женские профессии

    Многие из перечисленных мужских профессий доступны как юношам, так и девушкам. Те же торговые представители, кредитные эксперты, врачи и т.д. Но есть и другие специальности, которые предпочтительны именно для девушек и некоторые из них весьма привлекательны и востребованы:

    В библиотекари по традиции устраиваются работать только женщины, хотя ограничений по половому признаку нет.

    Косметолог на данный момент очень востребованная и престижная профессия. Хоть и нет ограничений по полу, но считается, что работа больше подходит именно женщинам, которые всегда стремятся к красоте и многое в ней понимает.

    Делопроизводитель – работа для тех, кто любит «копаться в бумажках» и трудиться в офисе.

    Дизайнерами интерьера чаще всего становятся девушки. Именно женская интуиция помогает достичь больших высот, хотя и у мужчин таже присутствует фантазия и чувство прекрасного.

    Методист – профессия малоизвестная, но распространенная. Работа считается преимущественно женской.

    Логопед – очень востребованная специальность. Хороших логопедов днем с огнем не сыщешь. Так как эта работа, в основном, связана с детьми, то она подойдет для девушек, любящих детей.

    Медсестра – востребованная профессия. После окончания можно устроиться работать в больницу, поликлинику, помогать людям на дому. Девушки могут выбрать для себя фармацевтику. Это не врач, но тоже медицинский работник.

    Профессия филолога считается чисто женской. Несмотря на то что ограничений по половой принадлежности нет, молодые люди не стремятся приобрести эту специальность.

    Менеджер по персоналу – хороший вариант для девушек с амбициями. Такая работа может быстро привести к карьерному росту.

    Социолог – профессия распространенная. Однако подходит только девушкам-гуманитариям.

    Также девушки с успехом могут пойти учиться на юристов, аналитиков, врачей (особенно педиатров).

    Мужские профессии

    В современное время есть целый ряд интересных и востребованных профессий. Можно выбрать и менее популярные, но и более труднодоступные. Например, не каждый, кто хочет пойти в медицину, заинтересуется областью вирусологии. Или взять область космонавтики. Казалось бы – это идеальный выбор для молодого поколения. Однако далеко не все смогут подойти по физическим параметрам, и тогда придется работать на менее интересных должностях.

    Итак, представляем список наиболее популярных и востребованных профессий для юноши:

    Маркетологи набирают все большую популярность. Их услуги нужны не только на крупных предприятиях, но и в небольших фирмах. Маркетологи – это люди с высшим экономическим образованием, которые с помощью рекламы продвигают товары и услуги. Для этой профессии требуется креативность, стратегические мышление и быстрая реакция на любые изменения в бизнесе. Эта работа больше подходит для молодых людей, так как они более уверены в своих решениях, чем девушки. Нужно учитывать и тот фактор, что маркетологам иногда приходится работать сверхурочно или в авральном режиме. В настоящее время развивается и такая относительно новая специальность, как интернет-маркетолог. Сейчас многие учебные заведения предлагают образовательные программы для подготовки специалистов в сфере интернет-маркетинга. К примеру, университет Синергия.

    Инженер-архитектор должен не только отлично знать геометрию, но и остальные точные науки. Профессия высокооплачиваемая и престижная, востребована во всех странах. Архитекторам с высшим образованием несложно найти работу даже сразу после окончания ВУЗа.

    Юристы также пользуются большой популярностью. Юриспруденция –достаточно обширная область, поэтому любой выпускник может выбрать в этой области наиболее подходящее для себя направление. Профессия юриста требует от своего обладателя не только глубоких знаний, но также активность и внимательность. Юристы должны знать тысячи законов, уметь оперировать ими. Большой спрос на грамотных юристов и в государственных структурах, и в коммерческих организациях. Со временем можно открыть собственную компанию по предоставлению юридических услуг.

    IT-специалист – сравнительно новая специальность, но быстро развивающаяся и очень востребованная. Работа будет интересна для всех увлекающихся компьютерными технологиями. Спрос на IT-специалистов с годами не уменьшается, и профессия эта достаточно высокооплачиваемая.

    Кредитный эксперт – популярная на сегодня профессия. Представитель данной специальности должен иметь высшее экономическое образование. Так как сейчас банки предлагают все большее количество услуг по кредитным программам, то и специалистов требуется немало. Главная задача кредитного эксперта — оценивать риски по выдаче кредитов, правильно оформлять сделки и т.д. Человек, решивший выбрать эту профессию должен обладать ответственностью, организованностью и уметь принимать самостоятельные решения. Данная специальность высокооплачиваемая, но и очень ответственная.

    Финансовый аналитик нужен любой крупной компании. Аналитики требуются в банковских и финансовых сферах, образовательных, политических и общественных организациях. Профессия оплачивается высоко и от грамотного специалиста не откажется даже небольшая организация.

    Профессия веб-дизайнера связана с интернет-технологиями. Спрос на специалистов все время увеличивается. Требуются новые подходы, умение работать с современными графическими ресурсами и стилями. Профессия требует не только знаний компьютерных технологий, но и творческих и инновационных идей.

    Специалист по продвижению сайтов в интернете (SEO-специалист) – очень интересная и высокооплачиваемая профессия. SEO специалист может работать как в компании, так и в качестве фрилансера, т. е. удаленно. Уровень зарплаты зависит от профессионализма специалиста и его занятости.

    Профессия программиста в наше время является одной из самых востребованных и высокооплачиваемых. Но чтобы стать хорошим программистом и получать высокую зарплату надо долго и хорошо учиться. Основные предметы, которые нужны при поступлении — математика, физика или информатика и русский язык.

    В последние годы некоторые профессии удерживаются в ТОП-10 на рынке труда. Работодатели постоянно интересуются узконаправленными специалистами. Предлагаем вам просмотреть список самых востребованных профессий и выбрать, на кого пойти учиться дальше.

    IT-специалисты – одни из самых востребованных на рынке труда. Многим компаниям требуются профессионалы информационных технологий. Наиболее ценятся программисты, системные администраторы и веб-дизайнеры. Следует учитывать и развитие технологий, соответственно, спрос на IT-специалистов будет увеличиваться и в дальнейшем.

    Инженер-проектировщик – еще одна востребованная профессия. Проходной балл на технические специальности обычно невысокий, поэтому поступить в ВУЗ может практически любой выпускник. Инженеры-проектировщики – очень перспективная профессия. Она находится на одной планке с архитекторами и дизайнерами.

    Педагоги требовались во все времена. Учитывая, что в последние годы спрос на профессиональное образование значительно увеличился, изменились и были модернизированы новые школьные программы, учителей требуется все больше. К тому же государство стремится к возрастанию зарплаты педагогов.

    Профессия юриста была востребована во все времена. Однако чтобы стать специалистом высокого профиля, нужно серьезно отнестись к обучению, так как это работа на перспективу. Она требует глубоких знаний и высокого профессионализма. Грамотный юрист найдет место практически в любой организации, а оплата труда у них довольно высокая.

    В области медицины есть много специальностей. Специалистов некоторых профессий не хватает настолько, что и зарплата у них превышает з/п обычного терапевта. Например, аллергологи, офтальмологи и др. Самые высокооплачиваемые специалисты – стоматологи. Но надо учесть, что речь идет о коммерческих стоматологиях.

    Профессия маркетолог появилась сравнительно недавно и в данный момент очень востребована. Реклама – двигатель торговли. Маркетологи проводят мониторинг рынка, прогнозируют оказываемые услуги и составляют новые выигрышные торговые схемы для работодателей. Грамотных специалистов все еще не хватает. Поэтому профессия еще десятки лет будет в ТОП-е.

    Специалист по подбору персонала. Любая организация заинтересована в том, чтобы сотрудники не просто приходили на работу, но и приносили предприятию максимальную выгоду. Поэтому подбор квалифицированных кадров – важное направление. Хорошие специалисты по персоналу требуются в любой компании.

    Производственные рабочие. Это конечно, не простые грузчики. К рабочим с высшей квалификацией относят электриков, машинистов, сварщиков и т.д. Все эти специалисты требуются на заводах и предприятиях. В последние годы организациям все чаще не хватает сварщиков, электриков и слесарей. Соответственно и зарплату эти специалисты получают немалую.

    Работники индустрии красоты становятся все более востребованными. К этой области причисляются парикмахеры, визажисты, стилисты, косметологи и диетологи т.д. Устроиться впоследствии на работу будет несложно, так как сейчас открыто очень много салонов красоты и косметологических центров.

    В последние годы не только Россия, но и другие страны озабочены природными аномалиями и загрязнениями. Для улучшения экологической обстановки в мире необходимы квалифицированные специалисты — экологи. Спрос на экологов растет с каждым годом.

    Согласно мнению экспертов, в ближайшем будущем все также будут востребованы инженеры, химики, биологи и многие другие. В процессе научно-технического прогресса и развития нано- и био- технологий, постоянно появляются новые профессии, но и прежние не теряют актуальности. Развивается туристический и гостиничный бизнес, постоянно растет и расширяется рынок услуг, поэтому требуется все больше профессионалов в сфере обслуживания. Также развивается пищевая индустрия — появляются новые фабрики и заводы, которым требуется много разных специалистов.

    В России рейтинг самых высокооплачиваемых специальностей отличается от мировых ТОПов. Для выпускников, которые должны определиться с будущей профессией вопрос заработной платы стоит не на последнем месте. В ТОП-10 самых высокооплачиваемых специальностей входят:

    Менеджеры высшего звена, которые занимаются пиаром компании и продвижением ее товаров или услуг, маркетологи. Зарплата приблизительно на уровне дохода успешного ИП.

    Работники нефтегазовой сферы получают высокую з/п. Особенно ценятся бурильщики и инженеры. Тем более что в настоящее время наблюдается острый дефицит таких кадров.

    IТ-специалисты требуются практически повсеместно. Их заработки достаточно высокие. IT-шники создают и защищают информационные базы, контролируют доступы к файлам, утечку данных и многое другие. От IT-ишников во многом зависит бесперебойность работы предприятия.

    Бизнес-консультант не только информирует своего клиента в финансовой сфере, но и контролирует сделки с физическими и юридическими лицами. Одновременно проводят тренинги и семинары.

    Аудиторы не только занимаются проверками, они дают заключения о работе организаций и предприятий, консультируют по бухучету и всем обновлениям.

    Программист занимается созданием, внедрением, корректировкой и настройкой программного обеспечения. Профессионалы ценятся на вес золота, соответственно и зарплата у них очень высокая.

    Профессия главный бухгалтер очень ответственная. Это практически правая рука директора, и заработки у главных бухгалтеров соответственные.

    Хорошие врачи востребованы всегда, но стоматолог, как правило, получает за свою работу больше остальных медработников.

    Логисты организовывают транспортировку продукции предприятия или организации. В обязанность специалистов входит избежать застоя товаров и наладить рынки сбыта. Оплачивается профессия логиста очень хорошо.

    Шеф-повар может стать не менее знаменитым, чем актер или поп-звезда. В этой профессии нет пределов росту. Каждая новая ступенька карьеры может стать очередным трамплином. Соответственно и заработки шеф-поваров все время растут.

    У директоров предприятий и организаций всегда большая оплата труда. Но без опыта работы на такую специальность устроиться очень сложно. Лучше всего выбрать первоначальную специальность, а потом уже постепенно подниматься вверх по карьерной лестнице.

    Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.

    Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные именно для Вас критерии будущей профессии. Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

    Внешние причины выбора профессии

    1. Мнение окружающих о профессии и её престижности (друзья, родители, успешные знакомые и т.д.) – часто специальность выбирается под впечатлением от её престижности в глазах окружающих, что обычно приводит к ситуации неудовлетворения от работы и необходимости переучиваться. К тому же существует риск, что модный сегодня род занятий завтра значительно снизит свою популярность, а то и перестанет существовать вовсе.

    2. Желание родителей – очень распространены случаи, когда профессия выбирается под давлением со стороны родителей, желающих устроить своего ребёнка на наиболее выгодную, с их точки зрения, специальность. С одной стороны ими двигают исключительно благие побуждения, с другой же практически всегда стремления, желания и способности непосредственно ребёнка уходят на второй план и не учитываются.

    3. Уровень заработной платы – немаловажная причина, которую, несомненно, стоит учитывать вместе с остальными. Одной из самых распространённых ошибок при выборе является упор исключительно на предполагаемую зарплату без учёта желаний и талантов.

    4. Доступность обучения – согласитесь, получать образование намного легче и комфортнее в своём родном городе, а необходимость переезда и жизни в общежитии может отпугнуть многих людей.

    Внутренние причины выбора профессии

    1. Интерес – наряду со способностями одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.

    2. Физические возможности – если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.

    3. Наличие склонностей, талантов, способностей – уже в детских садах и школах становятся видны склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями.

    4. Возможность самореализации – естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.

    Типичные ошибки выбора профессии

    1. Ориентация на престижность профессии – одна из распространённых ошибок, когда выбирается самая модная специальность, забывая о том, что на рынке труда могут пользоваться спросом совсем другие специалисты. Обычно модными профессиями считаются экономисты и юристы.

    2. Выбор под давлением окружающих – чаще всего такими людьми выступают родители, у которых видение будущего своего ребёнка не учитывает его интересы и способности

    3. Пойти учиться «за компанию» – поступить в ВУЗ вместе друзьями или бывшими школьными одноклассниками.

    4. Идти по стопам своего кумира – выбор профессии только потому, что этим занимается известная или нравящаяся личность: любимый учитель, актёр, певец, спортсмен и т.д.

    5. Желание учиться только в определённом месте – в таком случае выбор сильно ограничен выбранным ВУЗом. Федеральные университеты с большим количеством специальностей несколько спасают положение, но и они не обладают всем спектром возможных профессий.

    6. Устаревшая или неправильная информация о профессии – профессии изменяются вслед за требованиями рынка труда или появлением новых технологий.

    7. Учет только видимой стороны – актёры или певцы собирают огромные залы поклонников и получают хорошие гонорары, но тяжелый труд практически всегда остаётся за кадром и может быть упущен при определении с желаемой специальностью.

    8. Отсутствие желания разобраться в себе – выбор профессии без учёта своих способностей и психологических особенностей. На помощь может прийти грамотно проведённая профориентация с консультацией психолога-профконсультанта и многочисленные бесплатные тесты.

    9. Привязанность к любимому школьному предмету – неплохой, в общем-то, выбор, но стоит учитывать, что любая профессия состоит из сплава нескольких направлений и отличным знанием одного школьного предмета, скорее всего не обойтись.

    10. Неправильная оценка своих способностей – завышение или занижение своих талантов и умственных способностей. Результатом может стать карьера продавца при имеющихся возможностях для блестящей карьеры хирурга. Профориентационное тестирование поможет выявить настоящие сильные и слабые стороны, на основе которых и стоит делать выбор после консультации со специалистом-профконсультантом.

    Онлайн тестирование на индивидуальные особенности

    1. Тест "Уровень самооценки"
    2. Тест "Характер"
    3. Тест "Темперамент"
    4. Тест "Тревожность"

    Онлайн тестирование на профессиональное самоопределение

    1. Бесплатные экспресс-тесты
    2. Ваша будущая профессия
    3. Матрица выбора профессии (методика Г. Резапкиной)
    4. Тест профессионального личностного типа Голланда
    5. Опросник Климовa
    6. Ваш психотип и склонность к типу профессии
    7. Методика изучения статусов профессиональной идентичности

    Фильмы о профессиях будущего

    1. Фильм ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО : КЕМ МНЕ СТАТЬ (первая часть фильма)
    2. Фильм ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО : ТРАНСПОРТ. Специальность "Оператор кросс-логистики"
    3. Фильм ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО : МЕДИЦИНА. Профессия "Врач-хирург"
    4. Фильм ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО : IT СЕКТОР. Профессии "Программист" и профессия "Юзабилити-дизайнер"
    5. Фильм ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО : РОБОТОТЕХНИКА И МАШИНОСТРОЕНИЕ. Профессия "инженер-проектировщик"
    6. Фильм ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО : ОБРАЗОВАНИЕ. Профессия "Менеджер образовательных проектов"
    7. Фильм ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО : СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. Профессиограмма ТЬЮТОР
    8. Фильм ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО : РИТЕЙЛ. Профессиограмма "интернет-продавец"

    Полезные ссылки абитуриентам

    Как выбрать профессию по темпераменту?

    Выбор профессии — ответственный шаг, который предстоит сделать каждому выпускнику. Правильный выбор профессии зависит не только от интеллектуальных задатков и интересов, но и от психологических характеристик. Как выбрать профессию по темпераменту, чтобы не скучать или не переутомляться на своем рабочем месте? Попробуем разобраться.

    Для начала нужно выяснить, какой тип темперамента преобладает у вас. Психологи выделяют четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

    Если вы считаете себя лидером, хотите быть первым во всем, не боитесь трудностей и легко преодолеваете препятствия на своем пути, то вы — холерик. Холерики самоуверенны, склонны переоценивать свои возможности. Люди с таким типом темперамента — натуры непостоянные, но талантливые. Они быстро все схватывают, легко обучаются и включаются в работу, но бросают начатое дело, не доводя до конца. Такие люди стремятся к самостоятельности и плохо подчиняются власти.

    1. Холерик

    Холерики легко добьются успеха в профессии, где нужно быть напористым и настойчивым, где можно работать на себя. Люди с таким типом темперамента раскрепощенные и могут похвастаться устойчивостью к стрессам, умением быстро восстанавливать свои силы. Холерик не сможет выполнять монотонную работу, ему просто противопоказано постоянство. Если вы считаете, что в вашем характере преобладает холерический тип темперамента, то избегайте таких профессий, как бухгалтерский учет, офисная работа, библиотекарское дело или программирование.

    Работа, подходящая по типу темперамента холерикам, может быть разнообразной, эмоциональной. Подойдут динамичные профессии: водитель, летчик, тренер, диспетчер, следователь. Холерикам рекомендуется попробовать себя в сфере развлечений, например, в качестве режиссера, ведущего, телеоператора, журналиста. Острые и новые эмоции не пугают холериков, поэтому они отлично справятся с такими профессиями, как хирург, геолог, пожарный.

    1. Флегматик

    Если ваш темперамент далек от вышеперечисленных характеристик, вы медлительный, но упорный и очень терпеливый человек, то вы — флегматик. Для типа людей с преобладанием флегматичного темперамента свойственна медлительность в работе и принятии решений, но они всегда добиваются хороших результатов за счет трудолюбия. Обязанности лидера флегматик брать на себя не стремится, отчего часто его называют безынициативным. Людям с таким типом темперамента нужно постоянство.

    Флегматики очень хорошо контролируют свои эмоции и не склонны к панике. Они могут невозмутимо работать в стрессовых ситуациях. Из флегматика получится отличный экономист, бухгалтер или научный деятель — физик, химик, астроном, математик. Флегматики отличаются математическим складом ума, поэтому из человека с флегматичным типом характера получится отличный механик, программист, инженер, архитектор, электрик.

    1. Сангвиник

    Вы легко можете выполнять несколько дел одновременно, можете похвастаться организаторскими способностями и умением концентрироваться на сложных делах? Тогда вы — сангвиник. Сангвиники — руководители от природы. Из них получаются самые справедливые и душевные начальники, любимцы коллектива. Люди с таким темпераментом могут уговорить кого угодно и легко располагают к себе.

    Сангвиники хороши в любой сфере деятельности, но монотонная конвейерная работа будет им в тягость. Сангвиники прекрасно проявят себя в профессиях, где нужно работать с людьми, из них выйдут отличные психологи, учителя, а также врачи, социальные работники, менеджеры и организаторы.

    1. Меланхолик

    Если все вышеперечисленные характеристики в той или иной мере о вас, вы человек настроения, непостоянный, но легко адаптируетесь, то вы — меланхолик. Меланхоличная натура очень тонкая. Такие люди наблюдательны и проницательны.

    Меланхоликам не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а также профессии, несущие в себе постоянные стрессовые ситуации, — хирург, летчик, пожарный, диспетчер, спасатель, психолог. Меланхолики часто находят себя в творческих, гуманитарных или сельскохозяйственных направлениях профессий. По типу темперамента им рекомендуются стать педагогами (особенно работающими с детьми младших возрастов), художниками, композиторами, ветеринарными врачами, зоотехниками, деятелями искусств.

    Психологи считают, что характер человека содержит в себе элементы каждого темперамента, в большей или меньшей мере. Если вы будете внимательны к себе и проявлениям своего характера, то сможете без труда проанализировать свое поведение, поступки и определить свой тип темперамента. Это поможет вам в дальнейшем выбрать профессию по душе.

    Подростки мечтают работать курьерами и продавцами: почему у школьников нет карьерных амбиций и как им помочь

    Кандидат наук Чередилина: Выбирать профессию подросткам мешают иллюзии

    Интересные результаты показал недавний социологический опрос: 13-17-летние хотят работать… Не космонавтами, конечно, но и не банкирами, не программистами, не начальниками. Поколение альфа (это дети, родившиеся с 2010-го) собирается стать продавцами, официантами, кассирами, курьерами, барменами.

    Р-р-раз - и много денег

    Аргументы? Свободный график, неполный день и быстрый заработок. Стоп, но ведь это профессии сложные физически, даже изматывающие. Попробуй отстоять смену у прилавка или поколесить по городу с коробом за спиной. А еще есть риски (та же недостача), да и заработок не сказать чтоб завидный. Кассиром на свое жилье, например, не заработать. Неужели молодежь этого не понимает? Может, нет амбиций? Еще как есть! 80% из того же опроса мечтают о высоком доходе.

    Спросила коллег, у кого тоже подростки: как, мол, у ваших с карьерными устремлениями? У одной 16-летний сын тоже собрался в кассиры - в интересный магазин для хобби. У другой 13-летка заявил: «Буду писателем». «Я ему: может, сначала получишь более стабильную профессию, а уж потом творить будешь? Фыркает в ответ, - кипятится мама. - А я не готова тащить на себе будущего Льва Толстого, пока не прославится!» У третьей дочь решила, что ее призвание - быть аниматором. Но той только 8.

    - Выбрать профессию молодым людям нередко мешают иллюзии - о мире и о себе, - говорит руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных проектов, кандидат педагогических наук Мария Чередилина. - Развеять их могут помочь взрослые.

    Мешают иллюзии

    А что за иллюзии? По словам педагога, формированию иллюзий способствует узкий кругозор - когда человек мало что знает о мире профессий. Как это поправить? Быть активным, искать информацию, анализировать.

    Низкий интерес к себе, самопознанию, «застревание» в общении только со сверстниками приводит к иллюзиям о своих способностях и возможностях. Хорошо бы, чтобы ребенок не боялся задавать вопросы тем, кто старше, - что у вас за профессия, почему именно ее выбрали, как осваивали, довольны ли. Такие разговоры легко складываются со взрослыми, которым подросток доверяет. Поэтому родителям важно не терять контакт с ребенком в любом возрасте, советует эксперт.

    А еще бывает так: посмотрел кино про адвоката (циркача, повара и пр.), и в голове сложилось романтизированное представление, как это круто, и иллюзии о содержании профессии, как ей учиться, насколько она доступна, как там строить карьеру.

    - Подросток может думать, что стать кем-то очень легко. Или, наоборот, что он никогда не станет тем же айтишником, пилотом самолета, спортсменом… - говорит Мария Чередилина.

    Как их развеять

    Можно ли помочь ребенку выбрать профессию правильно, не впадая в иллюзии?

    - Классическая формула выбора - «хочу, могу, надо», - объяснила собеседница. - Мы анализируем: «хочу» - это мои желания, мечты, интересы. «Могу» - способности, склонности, успешность - где я хорош. «Надо» - то, за что платят деньги и есть рабочие места. Считается, что на стыке этих трех сфер есть общая область - так сказать, идеальная профессия, когда ты делаешь то, что любишь, и получаешь за это вознаграждение. Это дает ощущение баланса в жизни, счастья.

    Также важно искать профессию, где будут реализованы самые сильные стороны человека. А еще - чтобы не было конфликта ценностного. Например, работать на компанию, производящую или торгующую сигаретами или алкоголем, значит косвенно помогать кому-то губить себя вредными привычками.

    Есть социально значимые профессии (создавать безопасность и комфорт для других), профессии служения - военная, врачебная, работа в некоммерческих организациях. Но там не очень высокие зарплаты. Можно быть и домохозяйкой, посвятить себя воспитанию детей - это тоже выбор.

    Главное - чтобы сложилась цельная картина, какие есть риски и возможности, плюсы и минусы.

    КСТАТИ

    Хорошим помощником может стать федеральный проект профориентации «Билет в будущее». Он позволяет школьникам посещать работодателей и общаться с профессионалами. Когда видишь все своими глазами, проще понять, твое или нет. А заодно можно узнать из первых рук, как попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее, возможности роста. У школ есть квота на такие поездки, уточняйте у классного руководителя.

    Есть курс внеурочной деятельности «Россия, мои горизонты» от Фонда гуманитарных проектов и его партнеров. Школьникам предоставляют информацию о профессиях и их востребованности. Есть, например, общее направление - медицина, а внутри много разных позиций - от медсестры до научных сотрудников.

    Также есть консультации профориентологов - индивидуальные и групповые, специальные игры, диагностики, профпробы, тренинги, стажировки. Их можно найти, например, при центрах «Моя работа», а также онлайн.

    Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации в школе?

    Курс «Россия – мои горизонты» запустило Минпросвещения России в сентябре 2023 года во всех школах страны.

    7 сентября 2023 года для всех учеников 6-11 классов было проведено первое занятие из курса «Россия – мои горизонты». И вот уже второй год курс реализуется по всей стране, поэтому самое время подвести промежуточные итоги. В этом тексте мы собрали разные мнения учителей и школьников о курсе. Обсудили, в чем же его польза на самом деле, насколько быстро такие занятия «прижились» в школах, что, в общем, о нем думают учителя и подростки.

     Напомним, что занятия проходят еженедельно (каждый четверг) и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Авторы программы курса – опытные специалисты по профориентации подростков, в том числе кандидаты педагогических наук, эксперты от различных отраслей экономики, психологи, методисты. Объединив свой многолетний опыт работы, они разработали методические материалы для проведения занятий, адаптировав их под психологию и интересы разных возрастных групп.

    Мария Соломатина, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:

    Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и нужный проект, который помогает строить будущее нынешним школьникам, выбирать важные знания и кратчайший путь к своей профессии, дает уверенность в своём выборе и собственных силах.

    Классный руководитель 8 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Владимирской области Людмила Графова выделила несколько положительных моментов внедрения курса:

    Занятия по профориентации помогают нашим школьникам раскрыть свои таланты и задуматься о выборе будущей профессии. Я считаю, что введение занятий по профориентации – мера своевременная и правильная. Важно помочь учащимся лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии, и как они могут применить свои собственные таланты и способности. А вторым положительным моментом введения этого профориентационного курса является наличие готовых методических материалов на платформе «Билет в будущее».

    Кроме этого, многие учителя обращаю особое внимание на методические материалы курса. Саая Сливана Шораановна, учитель Усть-Элегестинской школы Республики Тыва:

    Мне как учителю очень нравится, как выстроена работа по курсу. Есть четкое содержания курса. Есть календарно-тематическое планирование, где на весь учебный год расписаны темы и мероприятия. На сайте «Билет в будущее» есть «Конструктор будущего» – цифровой инструмент по формированию профориентационных мероприятий в классе. Он содержит в себе готовые материалы курса «Россия – мои горизонты». Хочется выразить большую благодарность разработчикам за построение интересных уроков и разнообразную подачу информации. Такие уроки не проходят скучно и однотипно. Дети на уроке заинтересованы в материале, что не может не радовать и меня, как педагога.

    Владимир Кардаш, учитель школы № 31 посёлка Родники Белореченского района Краснодарского края:

    С 1 сентября 2023 года я провожу курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты». Убедительные видеоролики о России, отраслях российской экономики в цифрах и фактах дали возможность ребятам увидеть масштабно возможности для самореализации в нашей стране. Занимательные интерактивные игры «Инженеры в разных отраслях», «Реальность и будущее» позволяют понять учащимся важность и значимость данных профессий. Курс профориентационной направленности «Россия – мои горизонты» – содержателен и познавателен своими материалами.

    Классный руководитель 6 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Татьяна Длюгова поделилась своими наблюдениями и отметила, что курс оказался эффективен не только для школьников:

    С профессиональной точки зрения курс внеурочных занятий «Россия – мои горизонты» оказался очень полезным. Для меня тоже было очень интересно вместе с детьми знакомиться с необычными профессиями будущего. Хочется отметить замечательный инструмент – «Конструктор будущего». С его помощью не только легко, но и интересно строить уроки.

    Ольга Черноусова, педагог-навигатор МКОУ ООШ №2, г. Козельск Калужской области отметила преимуществом курса знакомство с разными профессиональными сферами: 

    Ни для кого не секрет, что дети малых городов и деревень не имеют таких возможностей, как дети областных центров и крупных мегаполисов. В малых городах не так развито производство, недостаточно образовательных организаций СПО, а в некоторых их нет вообще, не говоря уже об организациях высшего образования. Я, как классный руководитель 8 класса, мама девятиклассницы, с уверенностью могу сказать, что курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» открывает для наших детей возможности расширить свои знания о профориентационных сферах, о структуре образования, позволяет выявить свои предпочтения при выборе профессии.

    Марина Мосичкина, замдиректора по воспитательной работе МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа» (Калужская обл, с. Хвастовичи), рассуждает на тему нужности таких занятий:

    Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» – мера, наверное, все же правильная. Да, это добавился еще один урок. Да, дети уходят из школы позже. Но если спросить старшеклассника, куда он хочет поступать, то слышу ответ: не знаю еще. Дети мало что знают о той или иной профессии. Дети не знают, что для них более подходящее. А потому и видим результат: ребенок пошел учиться в одном направлении, а потом работает совсем в другом. Необходимо помочь детям лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии и как они могут применить свои собственные таланты и способности. Уверена, что эти уроки будут способствовать принятию учащимися правильного решения и возможности построения успешной карьеры в будущем.

    Резюмируя, почти все учителя дали положительную оценку курсу и отметили, что он действительно оказался продуктивным и интересным для обеих сторон. Но будут ли с этим выводом согласны сами школьники? Когда мы предложили ученикам оценить занятия курса «Россия – мои горизонты», в первую очередь были отмечены его преимущества. Вот что они говорят:

    Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:

    На курсе «Россия – мои горизонты» мы знакомимся со многими востребованными в наше время профессиями. Свой окончательный выбор я ещё не сделала. Узнавая о новых профессиях, в чём их суть и ценность для общества, я пытаюсь для себя понять, какой род деятельности мне ближе и чем бы я хотела заниматься в будущем. Я считаю, что этот курс очень полезен для школьников, так как он знакомит с новыми интересными профессиями.

    Азим Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея города Грозного:

    Участвую в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» уже несколько месяцев и могу сказать, что они действительно полезные. Мы изучаем профессии, узнаем о требованиях и навыках, необходимых для успешной работы. Мне нравится, что уроки включают много практических заданий, то есть можно применить наши знания на практике и улучшить свои навыки. Учителя очень отзывчивые и помогают нам разобраться с любыми вопросами. Я с нетерпением жду каждого урока и уверен, что эти занятия помогут мне в будущей карьере.

    Артем Горбунов, ученик 9 «В» класса школы № 8 г. Старая Русса:

    В этом проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика. На профессиональных пробах мы написали код для калькулятора, медбрата и фельдшера, где нам показали оказание первой помощи, работу скорой и даже правильное мытье рук в 6 действий! На уроках мы пробовали себя в роли учителя, металлурга и других специальностях всем классом (интерактивные игры, рассказывающие об этих профессиях). Также у нас была экскурсия по нашему Старорусскому приборостроительному заводу. Там нам показали выплавку деталей, их обработку. Рассказали о истории завода, его продукции. И о профессиях, которые нужны заводу. Было очень интересно! Сами занятия показали, в чем заключается смысл этих специальностей. Проекту я желаю продолжать развиваться и дальше помогать ученикам в выборе профессий.

    Залесская Мария, ученица 8 «А» школы № 67 г. Брянска:

    Я окончила 8 класс и осознаю, что уже через год меня ждет важнейший выбор будущей профессии. Лучше понять мои интересы и способности, а также изучить широкий спектр профессиональных сфер помогает курс уроков «Россия – мои горизонты». Например, на одном из занятий мы говорили о том, как устроена система образования в нашей стране, какой уровень образования нужен для разных видов профессий. Также ранее мы проходили диагностику, которая помогает глубже понять наши профессиональные интересы. Я с уверенностью могу сказать, что данные уроки помогают мне расширить кругозор, чувствовать уверенность в себе и в своём будущем выборе.

    Боярчук Никита, студент регионального железнодорожного техникума г. Брянска:

    «Россия – мои горизонты» – очень интересный проект. Подача материала увлекательная и насыщенная. На занятиях я постоянно узнавал что-то новое и необычное. Я уже определился с выбором профессии, но все равно с интересом изучал различные направления профессиональной деятельности. Я считаю, что проект достоин самой высокой оценки и очень важен для всех обучающихся.

    Эксперты рассказали, обязательна ли профориентация в школе

    ТОП-5 волнующих родителей вопросов

    Летом 2023 года глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что с 1 сентября во всех школах России вводятся занятия по профориентации. Осенью этого же года в школьном расписании появился курс внеурочной деятельности под названием «Россия – мои горизонты».

    Многие родители воспринимают профориентационные занятия как дополнительную нагрузку на своего ребенка.

    В этой статье эксперты проекта разберут острые и актуальные темы, касающиеся программы «Россия – мои горизонты» и ответят на 5 волнующих родителей вопросов.

    ВОПРОС 1. Почему занятия проходят именно по четвергам? В некоторых школах урок внеурочной деятельности ставят 8 по счету, чем это обусловлено?

    Игорь Иванов, руководитель направления образовательных стандартов и программ Фонда Гуманитарных Проектов:

    Министерством просвещения Российской Федерации рекомендован единый день проведения занятий курса «Россия – мои горизонты», еженедельно по четвергам. В Письме Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» определено, что под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Проще говоря, занятия внеурочной деятельности обязательны к посещению, потому что входят в план внеурочной деятельности, который является частью основной образовательной программы. А согласно ст. 43 «Закона об образовании» все школьники обязаны добросовестно осваивать эту программу. Вопрос времени проведения занятий остается на усмотрение администрации конкретного образовательного учреждения. Как правило, школы стараются ставить занятия внеурочной деятельности после так называемой «паузы», чтобы у ребенка было время на отдых. Возможно, в связи с этим занятия проводятся 7-8 уроками.

    ВОПРОС 2. Как выбираются темы для курса? Кто их разрабатывает? И может ли учитель провести урок на тему, которую самостоятельно придумал?

    Александра Потехина, генеральный директор «Проектория Медиа»:

    Календарно-тематический план курса – это большая коллективная работа целой группы людей: методологов, психологов, педагогов, представителей различных ведомств и различных отраслей экономики. Задача курса – и охватить вопросы самоопределения, и рассказать о самых востребованных направлениях рынка труда, и дать максимально полезные и практические советы ребятам. Звучит амбициозно, поэтому все занятия педагог может собрать в нашем Конструкторе будущего. Это очень удобно, потому что, во-первых, позволяет получить сразу полностью готовое занятие под любой возраст со всем комплектом материалов, а во-вторых, дает возможность при необходимости моделировать занятие, заменять разные блоки. Мы рекомендуем пользоваться заранее подготовленным сценарием, но при желании педагог может брать только какие-то отдельные блоки, задания, игры, видеоролики и дополнять их своими активностями.

    ВОПРОС 3. Что конкретно получит мой ребенок после прослушивания курса? Чем этот курс ему поможет?

    Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов:

    Курс помогает сосредоточиться на вопросах профессионального самоопределения, больше узнать о собственных интересах и ценностях, смоделировать (или начать моделировать) личный образовательно-профессиональный маршрут. На занятиях ученики получают самую актуальную информацию об отраслях и профессиях самой различной направленности, видят в записи современные предприятия и их успешных сотрудников, знакомятся с культурой и условиями труда в разных регионах и отраслях. Занятия курса построены с учетом возраста учеников и их предпочтениями в изучении материала. Мы сочетаем видеоролики, игры, практические задания так, чтобы класс не уставал и каждый нашел что-то интересное для себя.

    ВОПРОС 4. Зачем моему ребенку профориентационные занятия, если он спортсмен и уже точно знает, куда будет поступать?

    Татьяна Четверикова, руководитель отдела «Центр планирования профессиональной карьеры» в центре профессионального образования Самарской области:

    Если Ваш ребенок точно знает, куда будет поступать, мы поздравляем всю Вашу семью – муки выбора обошли вас стороной! Но даже в этом случае посещение ребенком профориентационных занятий поможет ему лучше узнать тот мир профессий и работодателей, в который он вступит через несколько лет после окончания школы, а также правила «выживания» в этом мире: выбор профессии и планирование профессионального развития. Эти знания ни для кого не бывают лишними, даже для взрослых людей. Эти знания оказываются очень ценны, когда изменчивый, динамичный мир (а мы живем именно в таком мире) затрагивает твою профессию, и люди оказываются в ситуации необходимости менять свою профессию или даже сферу деятельности, уже будучи профессионалом.

    Если Ваш сын серьезно занимается спортом и решил стать профессиональным спортсменом, то наверняка знает, что они в достаточно молодом возрасте (кто-то в 35, а кто-то и в 25 лет) меняют профессию. Кто-то остается в спорте в качестве тренера, а кто-то начинает профессионально развиваться в совершенно в иных сферах: разрабатывает собственную линейку спортивной одежды, открывает строительную компанию или спортивную школу, становится руководителем или менеджером спортивных организаций. Для повышения успешности в новой сфере человеку требуются знания и навыки выбора и планирования профессионального развития. Соответственно, профориентационные занятия для спортсменов особенно полезны.
    Еще один аргумент в пользу профориентационных занятий: как бы мы ни были уверены в успешности намеченного плана, нам всегда нужен запасной план. А некоторые люди при планировании жизненных маршрутов предпочитают составлять несколько запасных вариантов. Ведь не все в этой жизни зависит от нас: направление подготовки в выбранном нами вузе может закрыться, может сократиться количество бюджетных мест на выбранную нами специальность, а стоимость обучения на «внебюджете» – резко подняться. Случаются неприятные ситуации со здоровьем, и всё чаще мы видим, как искусственный интеллект вмешивается в содержание труда уже сейчас, сокращая количество рабочих мест. А что будет через 5 лет? Знать точно мы не можем. Но можем уже сейчас понять тенденции и основные пути, приводящие человека к профессиональной востребованности и успеху. Разобраться во всем этом, составить запасные планы помогают профориентационные занятия.


     

    ВОПРОС 5. Если кто-то в семье относится скептически к посещению ребенком таких занятий. Как найти компромисс? А самое главное, как объяснить ребенку, что такие занятия ему помогут в дальнейшем?

    Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов:

    Конечно, в семье важно договариваться о ценностях и задачах по воспитанию детей. Вспомните и обсудите, как у каждого из вас, взрослых, когда-то происходил профессиональный выбор? Кто и что помогло? Какой помощи не хватило? Сработают ли ваши стратегии в сегодняшних реалиях? Попробуйте больше узнать о курсе «Россия – мои горизонты». Педагог может показать вам его фрагменты, объяснить назначение. Также узнайте мнение самого подростка, что ему интересно и важно в этих занятиях. Широкий кругозор о мире профессий и труда, который формирует курс за несколько лет, – важное условие многих жизненных выборов. Пусть они принесут удовольствие!

    Немного о курсе

    Занятия предназначены для учащихся 6-11 классов и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Курс включает в себя 34 занятия, которые проходят каждый четверг. За прошлый год школьников уже познакомили с отраслями промышленности, цифровым технологиям, медициной и здравоохранением, инженерным делом, государственным управлением. Кроме этого, особое внимание уделяется и практической части. Для обучающихся организуются экскурсии на региональные предприятия, организации и учебные учреждения. Ознакомиться с новой программой курса внеурочной деятельности можно на сайте.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie