МОАУ "СОШ № 79"
город Оренбург
  • Функциональная грамотность

    Общая информация

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

     1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Доступ к Банку заданий открыт для всех образовательных организаций.

    Авторизоваться на указанном электронном ресурсе можно при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. Пошаговая инструкция, как получить доступ к Банку заданий, представлена в руководстве пользователя по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.

    Вопросы, связанные с доступом к Банку заданий и его функционированием, можно направлять по адресу электронной почты fg@edu.ru.

    Для поддержки учителей образовательных организаций по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности запланировано проведение серии онлайн-семинаров в течение 2023/24 учебного года, разработаны методические материалы, а также задания по видам грамотностей. С данными материалами можно ознакомиться на портале «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/).

    Вместе с тем можно ознакомиться с результатами работы региона по внедрению в учебный процесс Банка заданий по ссылке: https://sas.ficto.ru/literacy/#/.

    Банк заданий

    Документы

    Мероприятия

    Мероприятия 2022-2023 учебного года

    Подготовка к тестированию PIZA обучающихся 8-11 классов

    Сентябрь 2022

    Пробное тестирование по формированию  функциональной грамотности у обучающихся 8-11 классов на платформе РЭШ

    fg.resh.edu.ru/

    Проведение тестирования PIZA

    14. 10.2022

    Проведение тестирования PIZA по формированию читательской, математическая и естественнонаучной грамотности у обучающихся 8-11 классов.

    fg.resh.edu.ru/

    Онлайн марафона «Марафон функциональной грамотности»

    31.10-2.11.2022

    Организатор ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».  Были представлены: Семинар, методическая мастерская, мастер-класс, лекция, вебинар, опыт регионов по формированию ФГ, дискуссия, круглый стол.

    https://vk.com/video/@minacademy

    Муниципальный семинар-практикум по теме «Функциональная грамотность – как цель и результат современного образования»

    24.11.2022

    Муниципальный семинар-практикум для заместителей руководителей организованный управлением образования администрации города

    http://orenschool.ru/news/funkcionalnaya-gramotnost-kak-cel-i-rezultat-sovremennogo-obrazovaniya

    Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности

    1-18 декабря 2022

    Участие приняли 271 – учеников, 29 педагогов, 66 родителей

    https://vk.com/orensch79?w=wall-183486684_1391

    Дополнительные материалы

    Методические рекомедации:

    https://youtu.be/TMg8KeItUiU
    https://youtu.be/jFckp-dvUvc
    https://youtu.be/Jl-8MOyDfSE
    https://youtu.be/60nRwGDOE20

    Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.
    Игнатьева, Е. Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е. Ю. Игнатьева, С. В. Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 1 (94). - С. 162-172.
    Царегородцева, Е. А. Формирование когнитивного опыта как основы функциональной грамотности младших школьников / Е. А. Царегородцева // Детство, открытое миру : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2020. - С. 95-98.
    Варавина, О. С. Формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства // Педагогический поиск. -
    2020. - № 3. - С. 13-16.
    Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н. М. Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции.-
    2020. - № 1 (40). - С. 123-126.
    Кудрявцева,Т. Ю. Формирование функциональной грамотности на уроках истории / Т. Ю. Кудрявцева // Наука и образование: новое время : научно-методический журнал. -
    2020. - № 2 (20). - С. 28-31.
    Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15.
    Алхатова, Т. С.Компетенции педагога в использовании инновационных технологий в начальной школе в условиях обновленной системы образования / Т. С. Алхатова, А. В. Семкин, Б. Н. Иманжанова // Наука и реальность. - 2020. - № 1. - С. 64-66.
    Лысова, О. В.Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О. В. Лысова, А. Ш. Абдуллина, Л. К. Нуримхаметова // International Journal of Medicine and Psychology. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 22-27.
    Ушакова, М. А. Развитие функциональной грамотности школьников посредством повышения качества математического образования / М. А. Ушакова // Научнометодическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - № 1 (9). - С. 56-59.
    Гречишкина, О. И. Задания по функциональной грамотности по биологии для 8 класса на тему «Ткани, органы и системы органов» / О. И. Гречишкина // Информобразование. - 2020. - № 1. - С. 96-99.
    Стулова, О. К. Формирование функциональной читательской грамотности у младших школьников с помощью конструктора приемов / О. К.Стулова // Социальные и педагогические вопросы образования : сборник материалов Международной научнопрактической конференции. - 2020. - С. 124-127.
    Сафронова, О. В. Работа с графической информацией как средство формирования функциональной грамотности / О. В. Сафронова, Т. Н. Леликова, О. В. Ведлер // Новые педагогические исследования : сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 14-16.
    Федорова, Е. И. Логическая грамотность – одно из направлений функциональной грамотности / Е. И. Федорова // Современная образовательная среда: теория и практика : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. – Чебоксары, 2020. - С. 47-
    49.
    Дьякова, Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е. А. Дьякова ; под общей редакцией Н. С. Болотновой // Русская речевая культура и текст
    : материалы XI Международной научной конференции. - 2020. - С. 250-255.
    Жумабаева, А. Е. Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов и пути их решения
    А. Е. Жумабаева, А. Б. Ы. Ы. Тоқан // Образование в XXI веке : сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Москва, 2020. - С. 351-356.
    Любимов, М. Л. Формирование функциональной грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе развития проектной деятельности / М. Л. Любимов, О. Г. Приходько, М. О. Захарова, А. А. Мокс // Специальное образование. - 2020. - № 2 (58). - С. 73-93.
    Богданец, О. А. Характеристика понятия языковой функциональной грамотности младших школьников / О. А. Богданец // Современная наука и образование: новые подходы и актуальные исследования : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2020. - С. 127-133.
    Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.
    Кириллова, О. А. Кейс-технология как средство развития функциональнографической грамотности учащихся / О. А. Кириллова, М. Ю. Пермякова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1 (74). - С. 246-248.
    Медеубаева, К. Т. Педагогические условия формирования функциональной грамотности учащихся / К. Т. Медеубаева // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: терия и практика : сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». - 2019. - С. 63-66.
    Юрикова, О. И. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе / О. И. Юрикова // Педагогика и психология: перспективы развития : сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 21-23.
    Формирование функциональной грамотности учащихся по географии: образовательные практики реализации концепции географического образования в российской федерации / Материалы Всероссийской научно-практической конференции //
    Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования» Кафедра культуры, искусств и общественных дисциплин Волгоградское отделение русского географического общества Российская ассоциация учителей географии (Волгоградское отделение). - 2019. - (Технологии педагогической деятельности учителя и методики изучения географии в школе).
    Карачевцева, А. П.Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника средствами интерактивной образовательной платформы "учи.ру" / А. П. Карачевцева // Педагогический поиск. - 2019. - № 5. - С. 6-9.
    Семенова, И. В. Адаптивно-инновационные педагогические технологии в формировании функциональной грамотности школьников / И. В. Семенова, О. А. Казарова ; научный редактор Н. О. Берая // Избранные вопросы науки XXI века : сборник научных статей. - Москва, 2019. - С. 42-46.
    Корнилова, А. Ю. Особенности формирования функциональной грамотности младших школьников по предметам гуманитарного цикла / А. Ю. Корнилова, О. Ю. Кравцова, И. М. Саматаева // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : сборник трудов XXI Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 59-
    62

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie