МОАУ "СОШ № 79"
город Оренбург
  • Психолого-педагогические классы

    К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую надобность.

    Д. И. Менделеев

    10А, 10Б, 10В, 11А, 11Б

    В 2021-2022 учебном году в школе № 79 были созданы 2 профильных 10-х класса психолого-педагогической направленности, функционирование которых направлено на повышение качества обучения по предметам «химия», «биология», «физика», «математика», «обществознание», и создание необходимых условий для формирования у обучающихся психолого-педагогических компетенций, востребованных современным рынком труда.  
    В рамках функционирования педагогических классов, мы расширили взаимодействие с учреждениями высшего и среднего профессионального образования, в которых открыты факультеты педагогической направленности. Преподавателями вузов города (это не только ОГПУ, а и ОГУ, ОрГМУ, РЭУ), для ребят организованы лектории и занятия, как очно, так и дистанционно по предметам, выходящим за рамки школьной программы, по направлениям «Социология», «психология», «экономика», «право». Регулярно ОГПУ проводит Каникулярные предметные сессии для обучающихся психолого-педагогических классов «Профориентационный марафон "PROFдвижение"», организованных преподавателями различных факультетов.
    Мы не ставим задачей сориентировать всех учащихся на получение педагогической профессии. Куда важнее сегодня популяризировать эту благородную профессию и поднять статус Педагога - показать его значимость в жизни каждого человека. А психолого-педагогические навыки, которые получат учащиеся в процессе допрофильной и профильной подготовки, станут фундаментом для их успешной взрослой жизни.

    Реализация проекта «Психолого-педагогические классы Оренбуржья»
    (из опыта работы МОАУ «СОШ № 79»)

    Кому, как не нам развивать пространственное сотрудничество. Представляю школу 3-х замечательных педагогов: Яродайкина Анна Даниловна-Заслуженный учитель РФ, отличник НО, ветеран труда, учитель истории и обществознания; Бурлака Татьяна Васильевна-учитель русского языка и литературы, имеет почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»; Баканова Нина Александровна-учитель математики,  «Заслуженный учитель Российской Федерации». Их портреты размещены на стеле педагогической славы.
    История педагогических классов в нашей школе не нова. В 1991 году выпустился первый педагогический класс. В нём учились одни девочки. 50% выпускников этого класса стали студентами Оренбургского государственного педагогического университета и колледжа им. Калугина. Сегодня выпускники этого класса работают в различных образовательных учреждениях и являются руководителями образовательной системы области. На протяжении ряда лет школа была методической базовой площадкой по формированию педагогических классов. 
    В настоящее время ежегодно выпускники поступают в педагогический университет и педагогический колледж. В 2021 году - 3 человека (химия, ОБЖ, физкультура), в 2022 – 5 человек (обществознание, физкультура, начальные классы, русский язык). Планируют в 2023 году поступить на факультеты педагогической направленности 3 чел. (8%), в 2024 году – 5 чел. (11%)
    В 2021-2022 учебном году в школе № 79 были созданы 2 профильных 10-х класса психолого-педагогической направленности, функционирование которых направлено на повышение качества обучения по предметам «химия», «биология», «физика», «математика», «обществознание», и создание необходимых условий для формирования у обучающихся психолого-педагогических компетенций, востребованных современным рынком труда.  

    Работа с кадрами

    Педагоги школы, работающие в этих классах (23 чел.) прошли обучение на модульных курсах «Навыки профессиональной и личной эффективности». Кроме этого, каждый из них продуктивно использует  информационно-коммуникационные технологии, транслирует опыт практических результатов своей профессиональной деятельности, руководит педагогической практикой студентов.
    Так, например, Карева О.В. - учитель математики, имеет публикации на Всероссийском портале «Инфоурок» по различным проблемам методики математики, была участником международной научно-практической конференции «Управление качеством образования: развитие способностей и одаренности школьников».
    Скопинцева Ю.В. – учитель биологии, участница фестиваля педагогических идей «Открытый урок», профессиональных интернет – сообществ. Сама принимает участие в конкурсах педагогического мастерства и международных олимпиадах учителей – предметников. 
    Кажанова В.И., - учитель истории и обществознания, ученики которой ежегодно  становятся победителями и призерами  региональных и Всероссийских олимпиад различной направленности, а так же конкурсов исследовательских работ. 
    Семегулина Ю.Н. – учитель химии. Она работает в нашей школе с самого начала своего педагогического пути. Так же готовит победителей и призеров соревнований по химии различных уровней, это предметные олимпиады, и конкурсы «Мириады открытий», «Будущие исследователи – будущее науки», и другие.
    Сатюкова Н.Б. – учитель физики, сама активный участник  международных и общероссийских научно-практических конференций, обладатель диплома I  степени дистанционной блиц-олимпиады «Педагогический кубок».

    Сотрудничество

    В рамках функционирования педагогических классов, мы расширили взаимодействие с учреждениями высшего и среднего профессионального образования, в которых открыты факультеты педагогической направленности. Преподавателями вузов города (это не только ОГПУ, а и ОГУ, ОрГМУ, РЭУ), для ребят организованы лектории и занятия, как очно, так и дистанционно по предметам, выходящим за рамки школьной программы, по направлениям «Социология», «психология», «экономика», «право». Регулярно ОГПУ проводит Каникулярные предметные сессии для обучающихся психолого-педагогических классов «Профориентационный марафон "PROFдвижение"», организованных преподавателями различных факультетов. Мы благодарим Вас за сотрудничество, нам очень приятно с вами взаимодействовать. Спасибо.

    Учебный план

    В содержание рабочих программ учебных предметов «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание» мы включили модули, связанные с педагогической направленностью.
    Например, в курсе литературы изучают произведения, в которых поднимаются вопросы образования, личностных качеств педагога. На уроках русского языка для анализа предлагают учащимся тексты с педагогической (психолого-педагогической) тематикой. На уроках истории — знакомят обучающихся с  личностями выдающихся отечественных и зарубежных педагогов.
    В учебный план, помимо профильных предметов, мы планируем включать следующие спецкурсы: 
    • SMART-образование; 
    • Педагогический дизайн. 
    Обязательным условием промежуточной аттестации является создание и защита индивидуального или коллективного проекта. Это способствует формированию навыков публичного выступления, умению реагировать на реакцию зала, грамотно говорить и отвечать на вопросы, учитывать настроение зала. Это речевая и психологическая подготовка для выпускников школы.

    Вожатское движение 

    В школе функционирует психолого-педагогический волонтерский отряд «Крылья». Его деятельность была организована до появления профильных психолого-педагогических классов с целью поддержания существующих в школе традиций, а также реализации социально направленных инициатив учащихся. 
    Учащиеся профильных классов проводят игровые мероприятия с младшими школьниками в группе продлённого дня, на переменах, организуют праздничные мероприятия для учащихся начальной школы. В  рамках месячников «правового воспитания и гражданской защиты детей», «профилактика табакокурения», «профилактика суицида» отбирают необходимый материал и проводят открытые уроки, кинолектории, тематические викторины. 
    В прошлом году ученики педагогических классов организовали наполнение адаптированных к возрасту учащихся 4 классов материалами и провели экскурсии по школьному интерактивному музею «Русская изба». 
    В этом году совместно с ребятами из других классов разрабатывают сценарии и  подбирают видеоматериалы, музыкальное сопровождение для «Активных перемен», интеллектуально-познавательных игр и других школьных дел. Так, постепенно, у подростков формируется первый профессиональный, социальный и коммуникативный опыт, который им пригодится в будущем. Это дает им не только полезную практику, но развивает необходимые социальные и профессиональные качества.
    С 2021 года учащихся педагогических классов проходят практику в школьном лагере «Лесовичок» помощниками воспитателей, в качестве вожатых. Ведь работа вожатого – одна из самых интересных, в тоже время сложных: необходимо найти общий язык со школьниками, знать их возрастные особенности, интересы и предпочтения детей, идти в ногу с маленькими жителями школы, чтобы во всем быть примером для подрастающего поколения, а это и большой труд, и большая ответственность.

    Клуб «ПроПортфолио»

    Со второго полугодия 2021-2022 учебного года в школе функционирует клуб «ПроПортфолио». Заседания которого проходят ежемесячно. На них приглашаются педагоги, которые добились успехов в своей профессиональной деятельности. Они рассказывают школьникам о своих достижениях, трудностях в деятельности, демонстрируют итоги своей работы. Так одним из гостей этого клуба была Бурлака Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель Российской Федерации, обладатель почетных грамот и благодарственных писем министра образования, губернатора, депутатов различных уровней. Она и сегодня охотно делится опытом, проводит мастер-классы по русскому языку и литературе, а так же рассказывает ребятам о «подводных рифах» педагогической профессии, имидже современного учителя. 
    В рамках просветительской акции для молодёжи России «Поделись своим знанием» в сентябре открытый урок для выпускников провела Голикова Елена Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры Теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания ОГПУ. Вместе ребята и лектор разобрали особенности личностей представителей различных поколений, которые сегодня встречаются друг с другом в школе – учителя, родители и сами школьники, а также обсудили способы их продуктивного взаимодействия. 
    Гостем одного из занятий был Алексей Олегович Петров, наш преподаватель ОБЖ и физкультуры. Работает в школе всего 4 года, но за это время он стал участником и победителем областного конкурса «Мой лучший урок», победителем в номинации «Лучший урок» конкурса «Безопасность в образовании». Кроме этого Алексей Олегович ведет секцию прикладного рукопашного боя «Система ВОИН». Под его руководством, уже в этом году на первом этапе конкурса «Зарница» во всех номинациях ребята заняли I места.
    Я специально привела три таких непохожих примера, чтобы показать, что общение с такими разными, но такими неравнодушными и заинтересованными в своей профессии людьми даёт ребятам понимание важности и ответственности в профессии с одной стороны, с другой стороны, уже сегодня в классах есть дети, которые точно педагогами не станут. После педагогических проб, которые они имеют право осуществить, об этом я говорила выше, после таких встреч некоторые осознают, что это не для них, в этом тоже мы видим положительный аспект функционирования класса.

    Конкурсное движение

    В первый же год существования педагогического класса обучающиеся стали победителями и призерами школьной научно-практической конференции «Импульс» по направлениям педагогика и психология.
    Учащиеся психолого-педагогических классов активно и результативно проявляют себя в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах. Ученики 11а класса, Селиванов Александр стал победителем областного конкурса «Портфолио участников областных конкурсов и олимпиад», Доценко Тимофей занял III место в областной интеллектуальной игре по истории России и Оренбургского края «Эхо времен», Бочаров занял III место в XXV-ом городском конкурсе – фестивале военно-патриотической песни «Долг. Честь. Родина», команда учеников профильных классов заняла III место в муниципальном этапе областного конкурса знатоков Изобразительного права и избирательного процесса.
    Участие ребят не ограничивается только профильными предметными направлениями. Однако, изучение на повышенном уровне учебных предметов все же определяет их интересы, которые выходят за пределы образовательного процесса. Например, ребята приняли участие в Плехановской научно-практической конференции для школьников «Будущее за тобой» заняли одно 1 и три призовых места.

    Мы открыты для новых проектов: расширяем площадки для педагогических проб.
    Благодаря конструктивной работе уже сегодня учащиеся имеют возможность не только проверить свои умения и личностные качества, необходимые в профессии учителя, но и обрести социальный опыт, получить дополнительную мотивацию к будущей профессиональной самореализации.
    Мы не ставим задачей сориентировать всех учащихся на получение педагогической профессии. Куда важнее сегодня популяризировать эту благородную профессию и поднять статус Педагога –  показать его значимость в жизни каждого человека. А психолого-педагогические навыки, которые получат учащиеся в процессе допрофильной и профильной подготовки, станут фундаментом для их успешной взрослой жизни.
     

    «Наша задача – не подготовить специалистов, а помочь детям определиться со своим профессиональным выбором и попробовать себя в той или иной сфере. 
    Стать участником педагогического класса может каждый ученик, планирующий свою карьеру в системе образования, интересующийся педагогической или социально ориентированной деятельностью».

    Видео о Психолого-педагогическом классе в нашей школе

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie